Побывал на днях у знакомых, внезапно выяснилось что их малый пошел в четвертый класс. Разговорились под это дело о школе. Знаете, что им задали первым домашним заданием в новом году? Повторить алфавит! С одной стороны как бы смешно, зачем его повторять? С другой, странно, что такое задают в четвертом классе. Но это так, мелочи. Я о другом. Школа, куда он ходит, как бы «приближенная к элитной». В классах – по 45 рыл, хотя учатся в одну смену. Если брать по пятибальной системе «местной элитности», то где-то на четверку тянет. С другой стороны, знаю школы, которые можно оценить на три и на два балла, но схема отношений там, в общем, ничем не отличается.
Почему-то считается, что школа это некое учреждение куда детей отправляют «за знаниями». Вопрос только: а за какими знаниями? В данном случае под «знаниями» имеется в виду набор вопросов разработанных в министерстве образования и якобы необычайно нужных и полезных в будущем, во взрослой жизни. Но думаю любой из вас переберет своих знакомых которые более-менее прилично зарабатывают, имеют всё что надо (дом, машина, дача, жена, дети, животные, гаджеты) и при этом их знания о мире, об окружающих процессах, совершенно ничтожны. Что, как мы видим, им совершенно не мешает. Хорошие деньги можно рубить, устанавливая, например, унитазы. Или дорогие ванны. Или перебирая АКПП в шикарных авто. Или гоняя мяч на зеленом поле. Или танцуя «Жизель». Да мало ли как? В школе учат как ставить унитазы? Или как делать миллиарды? Как брать взятки? Или как давить и подставлять конкурентов? Или как идти к цели не считаясь с силами и средствами? Или как выживать когда кругов враги? Неа. Ничему реально полезному там не учат. Потому что школа это, по сути, пережиток эпохи модерн, эпохи, когда происходил переход от сельскохозяйственной цивилизации к индустриальной. Сейчас это место, куда можно на полдня спихнуть ребенка, а чем его там занимают, в общем, совершенно вторично. Отсюда как бы парадокс: информации больше, фактов больше, а уровень знаний падает. Разгадка проста: он падает потому что реально никому не нужен. Притом, что прямо у себя дома, не вставая с дивана можно получить практически любую информацию по любому вопросу. Причем в разных формах. Цезарь Исаакович на физике непонятно объяснил правило Лоренца? Так можно найти видеоролики с кучей других объяснений, можно и не видео, а просто текст. Мария Петровна непонятно объяснила как делятся клетки – на эту тему информации в 100 раз больше чем про правило Лоренца. Но никому ничего не надо.
Как и всё сейчас, школа как структура ориентирована исключительно на вынимание денег. Кондиционер в каждый класс (зачем?). Плазма 42-50 дюймов (зачем?). Иногда проекционный аппарат (зачем?) Какие-то «интерактивные доски» (зачем?). Виньетки после окончания каждого класса (зачем?) Как минимум три выпускных вечера – после 4-го,9-го и 11-го класса (зачем?). Бесконечные сборы бабла на кучу совершенно бессмысленных мероприятий (зачем?). Причем доходит до смешного. Например, я как-то задал одной мамаше вопрос – а где «плазма» которая год назад стояла в классе, зачем собирать на новую? Так она ответила что «ее забрал тот класс, который на нее собирал». Интересно, да? То есть они ее что, поровну поделили? Каждому по маленькому кусочку? На самом же деле, думаю, всё куда прозаичнее: ее забрало какое-то конкретное лицо. «Класс» тут не причем и, как я уверен, вообще не знает что «плазму» кто-то «забрал». Дальше. Многие школы имеют свои «брендовые вещи». Дневник, например. То есть он специально сверстан для конкретной школы, на крутой бумаге, с фамилиями учителей, уставом школы и чуть ли не личным гербом и гимном. И стоит далеко не пару копеек. То ли дело в СССР, дневники продавались в любом магазине школьных товаров, у нас многие имели по 2 штуки – для учителей и для родоков. Но опять-таки, зачем эти «брендовые» именные дневники? Как они на что-то влияют? Ну, да, типография заработает денег и еще их заработает тот, кто подогнал ей этот заказ – то есть директор школы.
Разница между «элитной» и «неэлитной» школой идет совсем не по линии качества образования. И там и там оно запредельно низкое. Никакое, но это, опять-таки, не имеет решительно никакого значения. Единственное чем иногда выделяются элитные школы – более-менее приличным (по местным понятиям) преподаванием английского языка, который по окончанию будет не нужен 90% учащихся и его благополучно забудут. Помню, в мою школьную пору была у нас такая блатная школа. Там при Брежневе из 30 выпускников могло быть 20-25 медалистов. Нехило, да? Так вот, довелось мне потом учиться с этим медалистами. Да, по английскому они шли неплохо, в сравнении с основной массой. Но по всем остальным предметам ничем не выделялись. А разница между элитной и неэлитной школой сугубо в качестве контингента. В элитных, действительно антропология детей отличается. Не сильно, но заметно. Уровень быдла, гопоты и преступных дегенератов там меньше, а иногда явно меньше.
Понятно, что оценки ребенка вообще никак не связаны с его реальными знаниями. Нет, они могут быть связаны, но могут быть и не связаны никак и объясняться совсем даже не способностями или уровнем старания. Нет, когда они по всем предметам низкие, это странно и стоит обратить внимание – может ребенок олигофрен? Их не так мало как кажется, где-то 20%, то есть каждый пятый. Но почти во всех случаях, если вы видите отличника, это ничего не говорит о его реальных умственных способностях. Поэтому мне бесконечно смешны родители, которые жалуются что их Васечка «закончил пятый класс с тремя тройками» и они «не знают что делать». Даже для поступающих в ВУЗ где учитываются школьные баллы, все эти оценки теряют свой смысл сразу после поступления, для тех же кто в вуз не идет они вообще бессмысленны и ни о чем не говорят. 95% населения из школьных навыков использует лишь умение читать, писать и производить простейшие арифметические операции. Этому учат в 1-2 классе. Некоторые приходят в первый класс уже умея всё это. Зачем им школа? То есть, как мы видим, за тысячи лет тут особо ничего не сдвинулось. Точнее – сдвинулось, но сейчас возвращается к тому с чего началось.
Реально школа не дает вообще никаких полезных знаний. Она вроде как бы учит куче интересных фактов, но среднестатистический мозг удержать их просто не в состоянии, а устроен он так, что всё что кажется ненужным тут же забывается. Вот, например, задали нам выучить некий стих. Какую-то очередную фигню про лес, шишечки и осень. Ну выучили. Ну потратили время. Ну рассказали. Ну получили свою четверку или даже пятерку. На следующий день забыли. Зачем учили? И так почти по всем «знаниям». Поэтому по окончании школы практически никто ничего не знает. Ученик принципиально не может знать какая информация ценная, а какая нет. Он не может понимать, зачем нужно знать именно данный конкретный факт. Я со своим, в общем-то, не самым последним интеллектом, понял это только в техническом вузе. Нет, если бы в школьное время нашелся бы человек или некая книга где всё было бы объяснено, я бы понял и тогда. Но таких людей и книг не было. Ну вот зачем нужны синусы-косинусы? Или логарифмы. Каждый предмет подается как вещь в себе и только в старших классах особо наблюдательные могут понять что химия как-то связана с физикой, физика с геометрией и т.д. Сколько таких наблюдательных? Один на тысячу?
Среднестатистический школьник, который хоть что-то делает, пашет больше чем среднестатистический взрослый. Он должен сидеть 5-6-7 часов в школе. Именно сидеть. Затем он должен делать домашние задания по разным предметам, а они, в зависимости от уровня сложности, занимают еще пару часов. То есть ему могут задать «на завтра» выучить стих (зачем?), раскрасить контурную карту Латинской Америки (зачем?), решить несколько разных задач по физике, химии и математике и подготовить реферат по ботанике (зачем?). И рассказать по истории о положении дел во Вьетнаме и Камбодже в 70-е годы. А папа с мамой в это время будут смотреть кино или очередное дебильное шоу. Вот вам и полноценный рабочий день. В отличие от офис-планктона который ничего не делает, играя в онлайн-игры и переписываясь по скайпу. Так что если сейчас какой-то школьник читает этот текст, мой ему совет: не делай домашних заданий. В идеальном случае вообще, в оптимизированном – делай 1-2 предмета которые как ты считаешь в будущем понадобится. Среднеразвитый мозг может выучить весь школьный курс по тому или иному предмету за полгода, максимум год. Так что если внезапно понадобится – можно относительно быстро выучить. Если уровень развития мышления ниже среднего учить что либо только во вред. Ограничитесь навыками чтения и элементарного письма. Вместо «заданий» пойдите погоняйте в футбол на улице или почитайте что-нибудь интересное. Детство дается один раз и прожить его нужно максимально интересно. Чтобы потом было о чем вспомнить.
Школа не является «школой жизни», в отличии от трудового коллектива, а тем более армии или зоны, которые могут претендовать на это звание. И что в итоге от нее остается кроме упавшего зрения, сколиоза и возможных проблем с нервами, пищеварением и т.д. В плане «секспросвета» я еще в средних классах внезапно понял, что не могу относиться серьезно ни к чему что говорят женщины. Видимо это как раз и идет от школьных училок. Ну и еще не понимал женской психологии, поэтому не мог понять внезапных приступов бешенства у некоторых из них, причем буквально на ровно месте.
Впрочем, не стоит оценивать этот текст как чисто негативный. На самом деле школа позволяет выявить ряд вещей. Прежде всего – способность ребенка к обучению как таковому. Если ребенок может сесть и самостоятельно разобраться в том или ином предмете, выучить то что надо и получить нормальную отметку (конечно, если он не является объектом ненависти учителей), то это само по себе необычайно круто. Можно ни за что не волноваться, ибо еще раз повторю: школьная программа сама по себе невероятно глупа и рассчитана на самый средний мозг при определенном уровне усидчивости. Усидчивость – то есть способность в течении длительного времени заниматься определенным вопросом и доводить его до решения, тоже хороший признак. Их может выявить не только школа, но школа – вне всякого сомнения.
понял это только в техническом вузе. ...Ну вот зачем нужны синусы-косинусы? Или логарифмы.
Людина з технічною освітою (закінченою?) так і не відчула, що синуси і логарифми десь потрібні. Тут або щось з людиною, або з інститутом, або ще з чимсь. Як мінімум, з таким багажем залишається тільки ломанутись керувати освітою :).
Людина з технічною освітою (закінченою?) так і не відчула, що синуси і логарифми десь потрібні. Тут або щось з людиною, або з інститутом, або ще з чимсь. Як мінімум, з таким багажем залишається тільки ломанутись керувати освітою :).
У технічних ВУЗах лише 5-7 відсотків йдуть працювати за спеціальністю, причому керівники підприємств не хочуть їх брати на роботу, ВУЗів які дають якісну технічну освіту в Україні можна перерахувати на пальцях - ви не погодитесь? Те ж саме іщодо вчителів - на фізмат педВУЗів недобір, набирають по 5-10 осіб при держзамовленні 25-30, причому ці "особи" мають бали 150 - українська мова, 145 - математика, 135 - фізика. Звичайно, такими є не всі, маємо таку тенденцію. Висновок - вся система освіти наскрізь гнила, є таким собі гальванізованим Франкенштейном з залишків "совка" та витягів з "компетентнісно-особистісного диференційованого" без жодних планів на майбутнє.
Людина з технічною освітою (закінченою?) так і не відчула, що синуси і логарифми десь потрібні. Тут або щось з людиною, або з інститутом, або ще з чимсь. Як мінімум, з таким багажем залишається тільки ломанутись керувати освітою :).
ЦитатаScrooge ()
У технічних ВУЗах лише 5-7 відсотків йдуть працювати за спеціальністю, причому керівники підприємств не хочуть їх брати на роботу
Основна робота інженерів на більшості підприемст це робота поганялом. Виключення це ІТ.
Основна робота інженерів на більшості підприемст це робота поганялом.
1. Кваліфікований інженер на сучасному підприємстві на вагу золота. 2. Те, що продукують наші технічні ВУЗи, не можна назвати інженерами - ВУЗи, їх викладачі, намертво залишилися в 70-80-их роках минулого століття, тим часом, як технології пішли далеко вперед. 3. Більш ніж 90% студентів технічних ВУЗів практику проходять лише на папері. 4. Випускники нормальних ВУЗів (той самий КПІ), як правило, намагаються знайти роботу закордоном, і їм це вдається.
Не моє, але в точку: Родители опробуют на собственных детях весь арсенал концлагерных методов, разумеется исключительно ради защиты и лучшего контроля. 15 лет назад школа была проходным двором — не охранялась никем, кроме бабки-вахтёрши. Сейчас появился полноценный охранник, кое-где даже с оружием, вокруг школ возвели здоровенные заборы. Впускают-выпускают только через рамку, да ещё и с разрешения учителя/директора. У каждого ученика есть гаджет, по которому родители не стесняются названивать каждые 15 минут, требуя полного отчёта — где, что и как. Особо упоротым и этого мало, они ещё и GPS-трекер включают, чтоб постоянно отслеживать, где ребёнок. Если вдруг сел аккумулятор, вечером скандал в семье обеспечен. Ученики больше не могут скрывать оценки, чтобы иметь возможность исправить их, пока родители не узнали. Не могут утаивать замечания и домашние задания — ведь всё в электронном виде. Теперь больше нельзя, как 15 лет назад, на выходных рвануть с учителем в горы — сейчас сбор документов и сертификатов для такого похода нужно начинать заранее, за месяц до мероприятия. При этом требуется проходить медобследование, словно группа собирается лететь к Сириусу, а не выехать на полдня за 70 км от города. Даже менталитет детей существенно изменился. Если раньше «стукачество» не поощрялось, и любой ученик за такое гарантированно отгребал от всего коллектива, то теперь дети наперебой звонят учителю, закладывая друг друга. Нет никакой проблемы узнать, кто разбил стекло или перевернул парту. Точно так же сообщат, если кто-то прогуливает, а не болеет. А потом эти же самые родители возмущаются, что государство держит их за идиотов и пытается зарегулировать каждый шаг.
А еще раньше пером писали. как нельзя актуально на сегодняшний день. преподносим в стиле "эко", и ничего вредного (пластик) в мусор не выбрасываем Вместо ламп (тоже вредные) возвращаемся к лучине Но, правда компы к кабинете информатики не будут работать от тепла лучины. Но может таки придумают Стиралки, микроволновки, посудомойки - в топку (сколько вреда наносят) А да, еще авто на свалку - воздух загрязняют. на людей наезжают
Существенный разрыв между реальностью и образовательным процессом (особенно в том, что принято называть высшей школой) стал проявляться с развитием IT-технологий.
С другой стороны сами работодатели стали больше смотреть на реальный опыт людей. Наличие хорошего диплома уже нельзя считать гарантированным «входным билетом» на прибыльную должность. Тренд подогревают истории успеха стартаперов и миллиардеров, которые бросили учебу ради бизнеса.
За последние двадцать лет образование уже пережило одну революцию, совершив переход в онлайн. Однако изменения только набирают обороты. В ближайшие десять лет образовательная система будет адаптироваться под запросы нового поколения. Как это происходит можно отследить уже сейчас, изучая самые амбициозные образовательные проекты.
Кризис современной системы образования
Образование стоит дорого. Оно стоит дорого - в США выпускник отправляется покорять мир с долгом в десятки тысяч долларов. Имея на душе такой кредит, трудно сделать выбор в пользу перспективного стартапа или заняться собственном бизнесом. Невозможно сделать выбор в пользу высокорисковых проектов, поэтому строительство карьеры начинается с нижней ступени.
Кризис доверия к системе образования вызван тем фактом, что вложенные в учебу деньги перестали отбиваться. Обладатель диплома, в конечном счете, занимает не ту должность, на которую рассчитывал. Работодателю не нужен сотрудник с высшей учебной степенью – ему нужен квалифицированный персонал с опытом.
Знания, которые дают в вузах, принято называть теоретическими по той причине, что они не могут считаться актуальными на момент выпуска. Бывает и так, что новые фичи в профессиях появляются, расцветают и умирают еще быстрее, чем проходит обучение в университете. Сотни лет образование не менялось – учитель выходил к доске, студент внимал и записывал материал.
Программисты знают об этом лучше всех: образование – это то, что ты вынужден сам вкладывать в себя. Кроме того, наряду со знаниями по профессии нужно уметь делать то, о чем многие даже не задумываются: работать под давлением, соблюдать дедлайны, импровизировать в сложных ситуациях, искать и обрабатывать большие данные, развивать навыки критического и абстрактного мышления.
Вуз часто не имеет подходящей технической базы, не делает упор на перспективные профессии, не дает никаких знаний по новым сферам деятельности. Сами студенты не всегда знают, что именно они хотят от будущей профессии (и хотят ли вообще), учатся по инерции после школы и не представляет о том, что их ждет на реальной работе.
Бросить учебу ради денег?
Питер Тиль (основатель PayPal и Palantir, первый инвестор Facebook) – опытный и во многих отношениях даже выдающийся бизнесмен. Вот уже несколько лет он курирует проект по раздаче грантов на развитие перспективных идей. Каждый грант размером в 100 тыс. долларов. Претендовать на него могут люди до 23-х лет, однако есть одно неизменное правило – победитель обязан бросить учебное заведение, в котором учится на данный момент.
Мнение бизнесмена однозначно: высшее образование переоценено. Если человек хочет чем-то заниматься, чем-то полезным, кроме учебы, ему не нужно тратить время на престижный вуз и брать учебные кредиты.
Первые выплаты фонд Тиля совершил в 2010 году. В 2016 году на его гранты подали 6 тысяч заявок, однако деньги выдавали лишь на самые интересные проекты. Нельзя просто прийти с улицы – у вас должна быть сформированная идея бизнеса (лучше с бизнес-планом).
Школа с самыми трудными заданиями
В 2013 году в Париже открылась школа кодинга «42» для начинающих разработчиков. Через несколько лет филиал появился в Калифорнии, но концептуально-схожие проекты развиваются во многих странах мира. Школа, как и подобает элитному учебному заведению, предоставляет жилье, технику для занятий и учебный план, основанный на выполнении командных проектов. В школе нет преподавателей. Вместо них она дает реальный боевой опыт работы в сложных условиях.
Образовательный процесс выглядит занятно: ученики получают задания через интернет, находят ответы в интернете, вместе или поодиночке работают над IT-проектами. Школа работает круглосуточно и ежедневно, никакого графика занятий нет, а ученики могут приходить и уходить в любое время.
На почти три тысячи ученикв приходится всего две дюжины сотрудников, которые выполняют лишь административные функции. Основная задача администрации – не мешать совместной практике.
Для попадания в школу нужно пройти жесткий отбор с конкурсом, на первом этапе которого необходимо сдать тест на IQ. Набравшие максимальный бал приглашаются на тестирование, которое длится месяц. Ежедневно абитуриенту дают сложные задания, требующие быстрого решения. По отзывам тех, кто прошел испытание, на этом этапе приходится работать по 100 часов в неделю. Такая программа заставляет мозг функционировать на пределе возможностей.
В конце, после успешного прохождения всех заданий, поступающему предложат полный курс обучения сроком от 3 до 5 лет. Но и последующие годы назвать легкими не выйдет: если в процессе учебы не выполнять задания на все 100%, то студент будет отчислен. В школе 42 жестко руководствуются принципом «пропасть не может быть перепрыгнута на 98%».
В конце первого года обучения учеников могут совмещать учебу с оплачиваемой интернатурой. После такого боевого крещения IT-компании охотно берут выпускников на работу, хотя почти половина студентов даже не окончила среднюю школу. Видимо не зря школу кодинга 42 признали лучшим технологическим заведением по данным онлайн-платформы для программистов CodinGame.
Школа, которая заберет зарплату
Make School — американская школа программирования нового поколения, в которой нет оценок и тестов. Двухлетнее обучение бесплатно, но лишь до тех пор, пока ученик не получит работу – тогда он становится обязан два года платить школе 25% от зарплаты. Make School замотивирована дать такое образование ученику, чтобы он гарантированно нашел высокооплачиваемую работу.
Структура школы полностью исключает попадание в кредитную кабалу. Ученик заплатит в будущем. Или не заплатит, если в итоге не найдет работу – тогда он не будет должен школе и не станет банкротом.
На данный момент в школу ежегодно попадают только 50 студентов, имеющих хотя бы начальные знания объектно-ориентированного программирования.
Школа, в которой всегда приходится ошибаться
Глава лаборатории исследования учебных процессов Национального института образования Сингапура Ману Капур уже несколько лет применяет необычную образовательную методику, которую сам он называет «продуктивный провал» («productive failure»). Метод нарушает привычную нам последовательностью лекций и практических занятий. Ученикам вместо объяснения сначала предлагают решить пример или уравнение самостоятельно.
Капур считает, что люди лучше учатся на своих ошибках. Ученики сначала решают (чаще всего безуспешно), а затем получают объяснение, как нужно было действовать правильно. Капур отмечает, что школьники и/или студенты учатся не просто решать уравнение по шаблону, а активируют участки мозга, отвечающие за работу с нетривиальными задачами повседневной жизни. Преодоление каждого препятствия тут действительно подвиг, опыт взаимодействия с которым надолго запоминается.
Такой подход помогает избавиться от шаблонизированного мышления, когда в процессе обучения мы легко запоминаем решение, а спустя какое-то время начисто о нем забываем.
Школа подготавливает к работе
В General Assembly преподают базовую основу нового мира – курс цифровой экономики. Заплатив 8-10 тыс фунтов за 10−12-недельную программу ученики получают курс, построенный на основе бесед с работодателями о реальных требованиях к необходимым навыкам соискателей.
Студенты получают помощь в подготовке презентации и с собеседованиями – здесь всё заточено на работу только с реальным миром. Как результат, 99% выпускников получают работу после курсов. Компании также могут нанять студентов и в процессе учебы, ознакомившись с их проектами.
Обучение без учителя AutoTutor and affective autotutor: Learning by talking with cognitively and emotionally intelligent computers that talk back
На волне роста интереса к перспективным образовательным методикам многие стали задумываться: а что если школа не нужна совсем тому, кто занимается самообразованием? Долгие годы самообучаться приходилось в сложных условиях – если не брать в расчет гениальных людей, способных на одной библиотеке разобраться в любых человеческих знаниях, путь к обретению навыков в любой профессии сложен и не обходится без учителя.
Сегодня очевидно, что в ближайшем будущем искусственный интеллект сможет не только оценивать тесты, но и сам готовить задания, анализируя уровень подготовки учеников. Уже прямо сейчас автоматизированные обучающие системы помогают учителям анализировать ответы учащихся, давать отзывы, искать и исправлять ошибки, составлять персонализированные планы обучения.
Так, система AutoTutor, обучает основам компьютерной безопасности и физике, общаясь на естественном языке. Очевидно, что новое поколение чат-ботов, о котором мы уже рассказывали, также найдет применение в образовательных планах будущего.
Курсы программирования Rosalind, Skiliks, Codecademy автоматически проверяют каждое решение, дают подсказки и многократные попытки пересдачи.
Программа Knewton учитывает специфику обучения каждого ученика и студента и разрабатывает для него персонализированный план обучения.
И все же одними роботами обойтись пока нельзя. Где взять живого учителя (и желательно бесплатно) для индивидуальных занятий? В эпоху цифровой экономики таким учителем стал интернет. Мир изменился, когда в 2001 году Массачусетский технологический институт стал выкладывать свои олайн-курсы в открытый доступ. Сегодня существуют сотни, тысячи источников онлайн знаний, но первый ваш образовательный голод утолят несколько популярных в России (и не только) проектов.
Школы самообразования Coursera — одна из самых известных образовательных платформ, предлагающая курсы ведущих университетов и организаций мира. Есть множество лекций на русском языке.
Khan Academy — некоммерческий американский проект, в котором есть и русские лекции. Это лишь несколько общеобразовательных проектов. В мире же существуют тысячи других по всем направлениям человеческой деятельности. Возможно, вы знаете о каких-то других интересных курсах – напишите о них в комментариях.
Будущее образования: синергетический эффект
Мы увидели несколько разных экспериментальных подходов, которыми пользуются школы в разных уголках мира, познакомились с онлайн курсами и концепцией самообразования. Можно ли на основе вышеперечисленного построить модель образования будущего?
Образовательная система будет строиться на основе сочетания лучших методик из разных подходов. В некоторых случаях (дошкольное образование) достойной замены офлайн-методикам придумать еще не удалось, но это не значит, что сфера детского образования не будет меняться. Здесь, как и везде, появятся свои инновационные стартапы.
Сейчас продолжается процесс перевода в онлайн того, что мы и так понимали десятки лет. Однако старые лекции претерпевают существенные изменения. Появляется аналитика – учителя понимают, какой пример работает хорошо, а какой следует исключить из программы.
Сами университеты не стоят на месте и стараются соответствовать прогрессу, включая в образование вовлекающие игровые элементы. Идут эксперименты по использованию виртуальной/дополненной реальности, адаптированной для дистанционного обучения.
Программы нейробиологии через интерфейсы мозг-компьютер позволят мозгу воспринимать образовательный курс на совершенно новом уровне. Куда это нас приведет? Возможно к миру, где знания будут просто «записываться» в мозг, не требуя от учащегося вообще никакого напряжения.
Мы вошли в стадию прогресса, когда непрерывно учиться нужно всю жизнь, иначе в таких областях как робототехника, ИИ, биоинформатика легко проморгать смену трендов. При этом вузы должны решить главную проблему современного образования – антагонизмом между теоретическими и практическими знаниями, актуальными знаниями и учением о том, как учиться.
И последнее. Если прямо сейчас вы выбираете будущую профессию, стоит проверить, сможет ли робот выполнять вашу работу.
В 2013 году в Париже открылась школа кодинга «42» для начинающих разработчиков. Через несколько лет филиал появился в Калифорнии, но концептуально-схожие проекты развиваются во многих странах мира. Школа, как и подобает элитному учебному заведению, предоставляет жилье, технику для занятий и учебный план, основанный на выполнении командных проектов. В школе нет преподавателей. Вместо них она дает реальный боевой опыт работы в сложных условиях.
Это школа уже 2 года (если не ошибаюсь) есть в Киеве. Называется UNIT Factory Мои дети были в восторге, когда провели там 2 дня. И да им рассказали как тяжело пройти "бассейн" и остаться там учиться